“Взяли деньги – должны быть дороги, и весна здесь ни при чем!”

Что там любят повторять иностранцы о Беларуси и белорусах? Толерантные люди, чистые города и отличные дороги… Слыша такое, хочется дать в глаз, плюнуть под ноги и тихонько поковылять восвояси. Потому что любой навешанный ярлык плох тем, что всех гребет под одну гребенку и серьезно отстает от реальности. 

Возьмем, к примеру, дороги.

Хороши они у нас или плохи? Вопрос спорный. Ответ зависит сразу от нескольких факторов: с какими странами сравнивать, какие трассы оценивать, в какую пору года судить.

Об этих многочисленных условиях можно было бы рассуждать сколь угодно долго, если бы не одно но: госпошлина на участие транспортных средств в дорожном движении, которая, как известно, регулярно индексируется вместе с базовой величиной, требуется с каждого автомобиля, а в некоторых случаях – повышенного размера и несколько раз за год.

Довольны ли автомобилисты тем, что получают в обмен на свои деньги на содержание дорог?

На прошлой неделе наш традиционный вопрос звучал так: “Как вы оцениваете состояние дорог этой весной?”

Стоит признать, что расстановка “приоритетов” нас не удивила, однако веселее от этого не становится. Аутсайдером нашего опроса с катастрофическим отставанием стал вариант “Все отлично, претензий нет!” – за него проголосовал всего лишь 1% читателей.

Второе с конца место занял ответ “Недоволен, но понимаю, что причина – нехватка средств” – 3%. И здесь есть о чем поговорить! О том, что денег на финансирование дорог не хватает, эксперты начали активно говорить в начале этого года. Сначала генеральный директор КУП “Минскоблдорстрой” Денис Степанов рассказал, что “в 2017 году Минская область получит порядка 30 миллионов рублей. Этой суммы сегодня недостаточно, чтобы закрыть все проблемные вопросы”.

Потом первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко сообщил, что дорожный налог, которые платят автомобилисты, составляет всего 24% в общем объеме финансирования дорожного хозяйства.

Посчитаем. На 1 января 2016 года, по данным Белстата, в Беларуси зарегистрировано 2920,2 тыс. легковых автомобилей. Предполагается, что каждый автовладелец добросовестно платит госпошлину. Ради интереса приведем статистику из издания intexpress.by.

Как видим, в 2017 году за счет госпошлины запланировано собрать 3,23 трлн неденоминированных рублей. Это примерно 161 млн долларов и почти в два раза больше денег, чем в 2014-м. Вдобавок на содержание идут также доходы от системы платных дорог BelToll и отчисления из местных и республиканского бюджетов!

Но денег все равно не хватает! Дорожные организации уже даже готовы строить и ремонтировать дороги в кредит! Вопрос – почему?

Конечно, потому, что строятся новые объекты (та же МКАД-2), а уже возведенные требуют постоянного ремонта. Вот и часть наших читателей готова понять особенности весеннего сезона и превратности бюджетной судьбы: в то время как вместе со снегом у нас сходит и асфальт, казна не готова выдавать транши от неполученных платежей. “Это сезонность, надо перетерпеть”, – ответили 3% участников опроса.

Но весна случается каждый год, затраты на строительство прописаны в сметах, процент износа покрытия несложно рассчитать. Все подобные траты предсказуемы, для их расчетов есть система планирования.

А вот то, что предугадать невозможно и “аршином общим не измерить”, – человеческий фактор. Значительное число автомобилистов – 21% – уверено, что корень наших бед – в профессионализме, точнее – в его отсутствии у дорожных рабочих. “Если бы укладывали асфальт по правилам, сейчас бы такого не было”, – сказали читатели.

И примеров тому масса. В Бобруйске недавно асфальт трамбовали дорожным знаком.

Очевидно, что и этот участок ремонтировали совсем недавно.

А вот фото двухполоски, ямочный ремонт которой в прошлом году состоял в обильном заливании выбоин гудроном.

Все старания дорожников сошли на нет еще летом, когда смесь расплавилась и уехала на колесах автомобилей. Теперь ремонт можно начинать заново!

Наконец, наибольшее количество голосов собрал ответ “За те деньги, что с нас берут, никакие отговорки не принимаю!”. Так считают 72% респондентов! И здесь трудно спорить.

Не мы устанавливали такие правила игры. Но коль уж нас вынуждают их соблюдать, будьте добры соблюдать и свои обязательства. Ведь парикмахер не берется стричь, если не купил ножницы, и не требует с клиента плату, если постриг полголовы или, не дай Бог, отрезал ухо.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото автора
ABW.BY

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>